Чтобы сохранить уникальные языки

опа-300x209 Чтобы сохранить уникальные языки

Основными проблемами школ Арктики остаются отсутствие педагогических кадров, носителей языков коренных народов среди самого населения, интереса и поддержки со стороны родителей, а также нехватка учебных пособий.
Во многих школах языки коренных народов преподаются не как учебный предмет, а как элективные курсы или факультативы, что отражается на знаниях учеников. И если с изучением эвенского, эвенкийского, юкагирского языков дела обстоят более или менее неплохо (есть кадры и соответствующая литература), то в изучении долганского и чукотского все еще очень много проблем.

И это несмотря на то, что только в этом году из республиканского бюджета выделили 2 млрд 300 млн рублей на реализацию государственной программы «Развитие образования в РС на 2012 — 2016 годы», на поддержку образования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера включая субвенции на общее образование, проведение мероприятий по языковой программе и строительство детских садов и школ.
Проблеме сохранения и возрождения языков коренных малочисленных народов Якутии и была посвящена видеоконференция, впервые состоявшаяся в Министерстве образования РС накануне Международного дня коренных народов.
На связь с Якутском вышли представители Момского, Томпонского, Кобяйского, Абыйского, Среднеколымского, Булунского, Нерюнгринского и Верхнеколымского улусов. Тут же состоялось знакомство с молодым учителем эвенского языка Ольгой Потаповой, которая свой первый учебный год начнет с работы в Сегян-Кюельской средней школе Кобяйского улуса. Как было отмечено, в данной школе дети не владеют родным языком, и перед молодым специалистом была поставлена сложная задача: научить их говорить. К слову, педагог — выпускница Себян-Кюельской национальной эвенской школы им.П.А.Ламутского того же улуса — единственной, где все 156 учеников говорят на родном языке. Между тем не все выпускники кафедры северной филологии филологического факультета СВФУ могут похвалиться знанием языка, что весьма затрудняет работу с детьми.
В пятнадцати школах республики дети изучают языки КМНС. Учебные пособия обновляются не так часто, как хотелось бы педагогам. Хотя пополнение школьных библиотек учебниками и специальной литературой проводится ежегодно. Так, нынче вышла серия книг для чтения для учеников начальных классов на эвенском, чукотском, долганском, эвенкийском языках.
Одними из лучших признаны Школа Арктики, Золотинская средняя школа-интернат им. Г.М.Василевич в Иенгре Нерюнгринского района и Себян-Кюельская Кобяйского улуса, где изучение родных языков обязательно для всех учащихся с 1-го по 11-й классы.
В своем выступлении председатель Постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева подчеркнула, что в дошкольных учреждениях нужны воспитатели, владеющие языками коренных народов, и предложила открыть группу по изучению языков в педагогических колледжах, внести в план строительство детского сада для детей КМНС, который бы стал опорным пунктом изучения языков и методической базой для прохождения студентами педагогической практики.
Прозвучали предложения по улучшению проведения ОГЭ и ЕГЭ по языкам коренных народов для мониторинга качества их преподавания.

0
0
Поделиться:

Новости партнеров