alexandra

Невероятное приземление 7 сентября 2010 года самолета АЛРОСА на закрытом аэродроме в Ижме

И не менее невероятное возвращение самолета в строй.

7 сентября 2010 года самолет Ту-154 авиакомпании ЗАО «Мирнинское авиапредприятие «Алроса»» бортовой номер RA-85684, выполнявший пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный (аэропорт Полярный) — Москва (Домодедово), совершил вынужденную посадку на аэродром Ижма в Республике Коми, в 150 км от города Печоры по причине отказа системы электропитания. На борту находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. О невероятных событиях эта публикация.

 

8 октября 2010 года Указом Президента России, тогда им был Дмитрий Медведев, за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, членам экипажа были присвоены звания ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЛАМАНОВУ Андрею Александровичу – командиру; НОВОСЁЛОВУ Евгению Геннадьевичу – командиру.

За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, награждены ОРДЕНОМ МУЖЕСТВА: ВЫРОДОВ Василий Георгиевич – бортпроводник; ДМИТРИЕВ Николай Юрьевич – бортпроводник; ДМИТРИЕВА Елена Фёдоровна – бортпроводник; КАРИМОВ Рафик Ахметнурович – бортинженер; НИЗАМОВ Рифкат Гильмутдинович – бортпроводник; РАЗУМОВА Елена Владимировна – старший бортпроводник; ТАЛАЛАЕВ Сергей Владимирович – штурман.

ИА YakutiaMedia напоминает хронику событий, сделанную на основе официальных данных из Приказа Росавиации от 03.02.2011 года №33 «О серьезном авиационном инциденте с самолетом Ту-154М RA-85684″ Обстоятельства серьезного авиационного инцидента, произошедшего 07.09.2010 с самолетом Ту-154М RA-85684.

07.09.2010 экипаж самолета Ту-154М RA-85684 выполнял регулярный пассажирский рейс ДРУ-516 по маршруту Полярный — Москва (Домодедово). Кроме 4 членов летного и 5 членов кабинного экипажа, на борту самолета находилось 72 пассажира.

Комиссией Росавиации по расследованию серьезного авиационного инцидента с самолетом Ту-154М RA-85684 было установлено, что взлет в аэропорту Полярный был произведен в 00:15 UTC.

В 02:56 экипаж самолета передал диспетчеру срочное сообщение о проблемах с электропитанием и решении о выполнении вынужденной посадки в Сыктывкаре. Информация о решении следовать в Сыктывкар была получена с помехами, поэтому диспетчер начал запрашивать подтверждение полученной информации.

С 02:58:52 диспетчер предпринимал безуспешные попытки вызова на связь экипажа самолета.

Начиная с 03:01 самолет Ту-154М RA-85684 начал уклоняться вправо от воздушной трассы.

В дальнейшем самолет Ту-154М RA-85684 был обнаружен местными жителями в районе села Ижма (Республика Коми), выполняющим полет на малой высоте с выпущенными шасси.

Экипаж самолета Ту-154М RA-85684 после перехода на визуальный полет принял решение о посадке на взлетно-посадочную полосу неэксплуатируемого аэродрома в районе села Ижма. После трех проходов над ВПП аэродрома Ижма экипаж самолета принял решение о посадке на ВПП. Посадка была произведена в 03:35.

В процессе пробега после посадки произошло выкатывание самолета по курсу посадки на 168 метров от выходного торца ВПП с уклонением влево от осевой линии на 27 метров.

При выкатывании самолет получил повреждение конструкции планера (от столкновения с деревьями) и лопаток двигателей № 1 и 3 от попадания посторонних предметов. В результате применения аварийного торможения и последующего выкатывания произошло разрушение пневматиков внешних колес на правой стойке шасси и одного внешнего заднего колеса на левой стойке шасси. Пассажиры и экипаж самолета не пострадали.

По результатам выполнения работ на самолете обнаружена неисправность аккумуляторов № 1 и 2. При этом первоначальным источником неисправности электрооборудования самолета явился аккумулятор № 1, установленный в левой сети постоянного тока. Отказ аккумулятора № 1 явился следствием его теплового разгона.

По результатам исследований аккумуляторных батарей комиссией по расследованию было установлено, что их эксплуатация осуществлялась с нарушением Руководства по техническому обслуживанию.

Информация из Wikipedia: Пилоты, по их признанию, обнаружили аэропорт Ижмы случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели лайнер на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приводнение. Обнаружение взлётной полосы было неожиданной удачей. Бо́льшая часть бортового навигационного оборудования не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам.

Часть пассажиров перед посадкой была переведена в переднюю часть салона для равномерного распределения перед аварийными выходами. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками, в связи с этим посадочная скорость 350—380 км/ч была значительно выше нормы (270 км/ч).

Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, это дало возможность пилотам оценить состояние ВПП (отсутствие на ней препятствий). Только с третьего захода в 07:55 по местному времени (03:55 UTC) была совершена успешная аварийная посадка, но самолёт выкатился на 164 метра за торец ВПП в кустарник и мелкий лес, в результате чего он был частично повреждён.

Все 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были успешно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. Пострадавших не было.

Успешная посадка аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую взлетную полосу в этих метеоусловиях была расценена российскими авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник. В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Самолёт был сильно повреждён, и первоначально было объявлено о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров.

Затем авиакомпания «Алроса» решила восстановить борт RA-85684, его отбуксировали на ВПП, где начали готовить к вылету. В частности, замене на месте подлежали два двигателя, в которые при посадке попали ветки деревьев. Для взлёта с короткой полосы и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.

1309136 Невероятное приземление 7 сентября 2010 года самолета АЛРОСА на закрытом аэродроме в Ижме
Короткий разбег и взлет. Фото: https://aftershock.news

24 марта 2011 года борт RA-85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом топлива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего борт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч.

Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор».

1309144 Невероятное приземление 7 сентября 2010 года самолета АЛРОСА на закрытом аэродроме в Ижме
Самолет после ремонта. Фото: https://www.alrosa.aero

К 16 июня 2011 года ремонт закончился. Отремонтированный лайнер был передан авиакомпании «Алроса», в которой он эксплуатируется по сей день.

В августе 2017 года авиакомпания «АЛРОСА» выполнила «Ретро полет» на легендарном ТУ-154 с бортовым номером RA-85684, возглавляемым командиром ВС Героем Российской Федерации Ламановым Андреем Александровичем, который посадил самолет в 2010-м.

Полет проходил по маршруту Домодедово – Сочи и обратно.

Источник: Yakutiamedia

Всего комментариев: 0

Добавить комментарий

Популярное

Новости партнеров