Было ли рабство у якутов?

Неясно время IX — XI вв. в истории формирования якутов. Вероятнее всего в Прибайкалье и на Верхней Лене обитали потомки курыканов, а также проникшие сюда после падения уйгурского каганата монголоязычные группы. Нельзя исключить присутствие здесь и тунгусо- манчжуров, которые обитали и далее вниз по Лене.

Известны две последовательно существовавшие культуры, связанные с происхождением якутов: а) культура «малых домов» и б) культура кулун-атахская.

Культура «малых домов» (XII — XIII вв.).Выявляется заметный хронологический разрыв с эпохой раннего железного века, завершающегося в V/VI вв. н.э.

1506326948_3962-15_0 Было ли рабство у якутов?

Распространяются жилшца-дома квадратной или округлой формы размерами 4×4 м и 5×5 м. В центре — очаг из каменных плит. В поселке обычно 3 — 4 дома. Поселки оседлые. Хозяйство представлено охотой и рыболовством. По ряду археологических материалов культура «малых домов» обнаруживает, с одной стороны, генетическую близость курыканам Прибайкалья, а, с другой — якутской культуре XVIII — XIX вв.

Кулун-атахская культура (XIII — XVI вв.). Иногда выделяют два этапа в истории культуры: 1) кулун-атахский (XIII — XV вв.) и 2) сырдыкский (XV — XVI вв.). Население обитало небольшими поселками из 3 — 6 домов, прямоугольных и округлых, площадью 25 — 45 кв.м. На втором этапе культуры жилища увеличиваются: они приобретают облик балаганов с пристройкой-загоном для скота. Население разводит крупный рогатый скот и лошадей.

Кулун-атахская культура трансформируется в культуру кыргысэтехов XVI — XVII вв., на базе которой сложилась культура якутов XVII — XVIII вв.

Якуты до времени вхождения в состав России сохранили в исторической памяти события, связанные с их миграцией с юга, в частности из Прибайкалья. По легендам, последние переселенцы с юга появились на Средней Лене в конце XVI в. во главе с Баджеем, дедом известного в преданиях тойона Тыгына. ^
Якуты утратили в связи с миграцией на север разведение мелкого рогатого скота (овец), верблюдов; свою письменность, земледельческие навыки. Но письменность, руническая, орхоно-енисейского типа, вероятно, якутами долго использовалась в современной Якутии. Ее памятники обнаружены на Шишкинских скалах, у Верхоленска против д. Давыдово; против д. Писаной на Лене; ниже с. Синска в 200 км ниже г. Якутска, у д. Петровской.

Якуты на новом месте обитания разводили крупный рогатый скот и лошадей. В т.’словиях якутской зимы крупный рогатый скот можно было содержать только при заготовке кормов на зиму, что якуты и делали. Такая практика заготовки кормов приводила к необходимости полуоседлого образа жизни. Лошади якутов, даже в таких условиях зимы, жили на подножном корме.

У них было хорошо развито железоделательное производство. Кузнечное дело выделилось в самостоятельное, а кузнецы почитались даже выше шаманов.

Якуты расселялись таким образом, что юрты отдельных семей были далеко одна от другой. Юрты-балаганы, очень похожие на древние жилища кыргыс-ётеки, сооружались из бревенчатого каркаса в виде пирамиды. Утепляли коровьим навозом, дерном, засыпали сверху землей. Внутри размещался очаг (или камелек). В юрте располагался скот на зиму; жилая часть юрты отгораживалась жердями.

Якуты — единственный народ Восточной Сибири, который изготавливал в это время собственную глиняную посуду.
Общественное устройство якутов накануне прихода русских можно определить как родоплеменную организацию на стадии разложения. Известно было, что род состоял из родовой верхушки, свободных общинников и рабов. Во главе рода — тойон, он занимал особенное положение и в среде родовой верхушки. Нередко тойон мог быть и военным вождем. Ему принадлежало несколько сот голов скота; он содержал челядь (чахардар), среди которой были рабы и слуги.

Рабство у якутов возникло, видимо, еще давно, до их переселения на север. Источниками рабства были захват пленных во время межродовых войн, выдача родственника в качестве выкупа за кровь (когда кровная месть заменялась передачей родственника в рабство), долговая зависимость обедневшего родственника.
Роды были экзогамными, патриархальными; брак был парным, патриархальным; существовал калым; хозяйственной ячейкой была малая семья.

Судя по историческим преданиям, и у якутов некогда существовали органы управления помимо родовых, в лице тойона.

https://vk.com/historyofsakha

http://joker.ykt.ru

Поделиться:
Всего комментариев: 0

Добавить комментарий

Популярное

Новости партнеров