Якутский автокомбинат, много лет тому назад

Какие всё-таки сокровища порой находятся в личных фотоархивах! Как хорошо, что некоторые фотографы снимали не только семейные посиделки, но и другие сюжеты, в том числе технические. Представленные ниже фотографии сняты фотографом Валентином Комлевым, который после окончания омского автодорожного института был направлен по распределению в Якутск на работу в местном автокомбинате. Машины этого предприятия и составляют основу данной подборки. Начну со служебного микроавтобуса РАФ-977ДМ, ставшего в наши дни большим раритетом. Над ним можно увидеть типовой для тех времён лозунг: «Построение коммунизма — дело рук народа, его энергии, его разума!».

1169379_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

«Родственник» РАФа — фургон ЕрАЗ-762А, самая первая модификация, ещё с гладкими бортами.

1169645_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Развозной фургончик «Москвич-434» ижевского производства.

1169742_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Импортная техника — польский фургон «Ныса-521».

1170116_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Полноприводный «головастик» — УАЗ-450Д.

1170251_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Развозной автобус комбината — КАвЗ-651.

1170514_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

На этот период, как видно по фото, одним из самых массовых автомобилей комбината был ГАЗ-51А.

1170867_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Кроме базовой бортовой модификации, были также фургоны ГЗТМ-953.

1171002_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Бензовоз-топливозаправщик на том же шасси.

1171311_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Достаточно много было и седельных тягачей на базе ГАЗ-51. Заводская модификация называлась ГАЗ-51П.

1171669_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

А вот на этом фото седло кажется каким-то странным, возможно, это не родной тягач, а переделка из бортового. Да и полуприцеп — явный самодел, сделаный с использованием моста от списанного грузовика, такая практика была широко распространена в автохозяйствах СССР. Ведь тягач с полуприцепом вёз значительно больше груза, чем обычный бортовой грузовик, а экономика должна быть экономной.

1171751_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Вот и ЗИЛ-164А, судя по фото, в этом автокомбинате почти все были тягачами. Заводская версия выпускалась на ММЗ и называлась ЗИЛ-ММЗ-164АН. Полуприцеп здесь тоже самопальный.

1172029_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Самодельные полуприцепы скорее всего изготавливались в самом автокомбинате. Вот ещё один вариант — цистерна для нефтепродуктов. Тягач — ЗИЛ-ММЗ-164АН.

1172425_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Ещё один такой же тягач с похожей цистерной. Но различия имеются.

1172654_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

В конструкции полуприцепа так же использован задний мост от какой-то списанной машины.

1172809_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Боевая техпомощь комбината — МТО-АТ армейского типа на базе ЗИЛ-157.

1173004_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

В конце 1960-х — начале 1970-х на предприятие начала поступать новая техника. Вот хлебный фургон ГЗСА-3704 на базе ГАЗ-52-01. А слева виден ветеран ГАЗ-67 с металлическим верхом. С тентом в Якутии сильно не покатаешься.

1173374_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

А это мебельный ГЗТМ-893А на том же шасси.

1173676_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Началась эпоха ЗИЛ-130 — рабочей лошадки.

1173955_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Естественно, начали приходить и седельники на базе новой машины — ЗИЛ-130В1. Этот — с родным полуприцепом ОдАЗ-885.

1174069_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

А этот — с каким-то интересным самосвальным полуприцепом, не смог опознать его. Возможно, тоже местное творчество. На эту мысль наталкивает односкатная ошиновка. Да и номера своего у этого прицепа нет, на него повешен задний номер тягача.

1174468_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Та же машина, вид спереди.

1174562_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Внушительный самосвал КрАЗ-222, с соответствующих размеров прицепом МАЗ-5245.

1174804_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Вообще-то это полуприцеп, но на него установлен самодельный передок, сделанный опять же из старого моста.

1175280_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

И в завершение прицепной темы — ещё один интересный самосвальный экземпляр с наклонными бортами кузова.

1175416_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Были на автокомбинате и тракторы. Липецкий Т-40. На круглую морду удачно влезла эмблема предприятия — такие типовые эмблемы можно было встретить по всей стране.

1175775_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

Мощный К-700 мог и что-то тяжёлое утащить, и улетевший с дороги грузовик эвакуировать.

1175939_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

На закуску — две «Волги». ГАЗ-21, которая чего-то не заводится.

1176236_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

И ГАЗ-24, у которой всё хорошо, как и у её хозяина. Примечательны два момента: машина — бывшее такси (видны шашечки на двери) и выездной госномер серии АВА, который выдавался на машины, выезжающие за границу. Интересно, куда ездили жители Якутии и вообще, чья это машина? Может, директора комбината?

1176461_1000 Якутский автокомбинат, много лет тому назад
фото В.А. Комлева, из архива В. Троицыной

На этом экскурс в историю якутских автоперевозок завершён, спасибо за внимание. А фото этого же автора, думаю, ещё не раз появятся в «Техноисториях».

Поделиться:
Всего комментариев: 0

Добавить комментарий

Популярное

Новости партнеров