Как Якутск стал примером для всего мира

 

main_thumb Как Якутск стал примером для всего мира

6 августа 1914 года в Якутске произошло знаменательное событие – была введена в эксплуатацию первая электростанция мощностью 180 кВт. И хоть хватило всего на 60 фонарей, по тем временам это был настоящий прорыв.

Однако путь к этому светлому дню был непростым. Известному общественному дея­телю того времени А.А.Семено­ву пришлось несколько месяцев (!) убеждать «отцов горо­да» в преимуществе электри­ческого освещения над керосиновым.

20 тысяч рублей из государевой казны

Одним из главных аргументов стали цифры: за год для освещения своих домов жители Якутска использовали 2.500 пудов свечей и 600 пудов керосина на общую сумму 65 тысяч рублей. Алексей Алексеевич подсчитал, что за электроосвещение люди платили бы вполовину меньше.

И городские власти согласились – решение об электрификации города было поддержано почти всем составом Думы.

5b07fb389ae85 Как Якутск стал примером для всего мира

А.А.Семенов

На строительство в Якутске первой электростанции необходимо было 100 тысяч рублей. Деньги «выбивал», используя личные связи, губернатор области И.И.Крафт. 8 марта 1913 года он сообщил, что самодержец Николай II своим высочайшим повелением разрешил отпустить Якутску ссуду в размере 20 тысяч рублей из государевой казны. Еще 80 тысяч пожаловал генерал-губернатор Восточной Сибири Л.М.Князев. Так Якутск стал «пионером» электрификации среди городов Сибири.

Депутаты поставили ус­ловие – электрические прово­да должны быть подвешены как можно дальше от домов во избежание пожара. Так вдоль всей проезжей части Большой улицы (ныне прос­пект Ленина) были установлены столбы, которые простояли до 1936 года.

Но и это уже была победа. В одном из писем к А.М.Горькому, которое датировано 31 декабря 1913 года, А.А.Семенов поделился ра­достью: «С августа 1914 года надеемся залить электрическим ос­вещением весь город».

5b07fb3096013 Как Якутск стал примером для всего мира

Николай II и якутское губернское руководство

Электростанция строилась небывалыми для той поры темпами. В конце апреля 1913 года городские власти приобрели помещение для будущей станции – огромный амбар, где был заложен фундамент под оборудование и возведены киоты для трансформаторов. Несмотря на всеобщую забастовку рабочих в городе на Неве, поставщик оборудования Н.Климин нашел решение проблемы – генератор-трансформатор для будущей станции везли из Петербурга на лошадях в разобранном виде. В начале 1914 года по зимней дороге энергооборудование прибыло в Якутск.

Деревянное здание первой электростанции Якутска располагалось на нынешнем перекрестке улиц Хабарова и Чиряева.

Луч света в темном царстве

В своей научной работе «Энер­гетика Якутской АССР за 60 лет» доктор технических наук Г.М.Чудинов отмечал, что «советская Якутия от доре­волюционного периода не унаследовала ни крупной промышленности, ни раз­витой энергетики и транс­порта, ни квалифициро­ванных инженерно-техни­ческих и рабочих кадров».

Все мероприятия по разви­тию электрификации Якутии в те годы ограничивались, в основном, обсуждением вопроса. Для их воплощения в жизнь требовались паровые машины, электрические гене­раторы, трансформаторы, провода и другое оборудование и, конечно, капиталовложения. Ничего этого в республике не было. Даже обеспечение обыкновенными электрическими лам­почками было проблемой. Подавляющее большинство населения Якутии об электричестве не имело представления.

Развитие золотодобычи под­толкнуло к принятию активных мер по развитию электрификации. В 1925 году на прииске Незаметный (ныне – город Алдан) была пущена в экс­плуатацию первая в советской Яку­тии локомобильная электростанция мощностью около 45-50 кВт, работавшая на дровах. Она давала свет прииску и энергию механической мастерской, в которой велась сборка первых драг.

5b0801feb06b5 Как Якутск стал примером для всего мира

Проект электрического освещения Якутска, 1912 г.

В январе 1927 году в Вилюйске заработала небольшая локомо­бильная электростанция. В 1928 году лампочки Ильича загорелись в Нюрбе, где была пущена паровая мельница, а затем электростанция с лесопилкой. Олекминск освещался от мельничной уста­новки. В селах и наслегах Якутии элект­ричества не было вообще.

Общая мощность всех электро­установок в Якутской АССР к началу первой пятилетки составляла около 300 кВт, за 1928 год они выработали 0,7 млн кВт-ч электроэнергии.

В марте 1929 года Экономиче­ский Совет РСФСР включил возведе­ние Якутской центральной электростанции мощно­стью 430 кВт в число первоочередных строек – старая станция не могла удов­летворить даже десятой доли пот­ребностей растущего города в электроэнергии. Два года спустя в постановлении Энергоплана при Энергосекторе ВСНХ страны были озвучены уже другие цифры: «Считать теплостроительство в г.Якутске с мощностью от 2 000 до 3 000 киловатт своевременным».

Впервые в мировой практике

В конце 20-х — начале 30-х годов на территории Якутии началось активное освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, дорог и других сооружений. Хозяйственное освоение территорий началось не только в республике, но и в других регионах криолитозоны. Это потребовало организации и координации исследований строения и свойств вечномерзлых грунтов, методов строительства в этих специфических условиях.

В 1932 году в строительном секторе «Теплоэлектропроекта» под руководством старшего инженера Н.В.Архипова был разработан проект Якутской ЦЭС. В проектировании ЯЦЭС принимали участие лучшие силы Советского Союза — Государственный эле­ктротехнический трест, Госпросктстрой, Всесоюзное электротехническое объединение, «Теплоэлектропроект», «Коммунэнергострой» и даже иностранные специалисты. Обоснование принципа строительства, расчёты устойчивости режима мерзлоты под зданием ЯЦЭС и расчёты фундаментов с учётом особенностей условий вечной мерзлоты были выполнены Н.А.Цытовичем. Строительством руководил известный инженер-мерзлотовед В.Ф.Жуков. Все это свидетельствовало об одном — строительству электростанции в далекой Якутии придавалось огромное значение.

5b07fb2e54b37 Как Якутск стал примером для всего мира

Члены комиссии по изучению вечной мерзлоты Академии наук СССР. Крайний справа (стоит) — Н.А.Цытович. Москва, 1936 г.

В марте 1932 года Совнарком ЯАССР утвердил по­ложение об Управлении строительством ЯЦЭС, а в мае были назначены начальник строительства – инженер Н.М.Куликов, и его заместитель – Я.М.Нейзлер.Большой вклад в общее дело внесли инженер-гид­ротехник М.Н.Гудаев, инженер-стро­итель В.И.Зверев, горный инженер К.Я.Пятовский, инженер-электрик В.В.Яворский, механик А.Н.Дряхлов и другие.

Мировая практика еще не знала такого крупного строительства на вечной мерзлоте.

Как Серго Орджоникидзе и «Красная роза» помогли якутянам

При проектировании и строительстве ЯЦЭС были учтены передовые идеи в теории оснований и фундаментов, возводимых на вечной мерзлоте. Якутское правительство поручило выбрать под буду­щую станцию не затапливаемое весенним половодьем место, удобное для транспортировки топлива. Предло­жено было несколько вариантов — Промкуст (Гольминская заимка), Шестаковка, район Богородской церкви, Кангалассы и район Облмузея. После тщатель­ного обследования всех вариантов в феврале 1932 года Совнарком постановил: станция будет построена на участке Промкуст, в полукилометре от города, на полу­острове, окруженном протокой Хатыстах, заливом Гольминка и бывшим истоком Долгий. Выбранное место прямо на берегу Лены рядом с кожевенным и лесопильным заводами было удобно для доставки угля и обеспечивало станцию водой из реки при проточной системе охлаждения.

В то время в Советском Союзе паровых турбин необходимой мощности просто не было, а получить их из-за границы не представлялось никакой возможности. Поэтому, согласно техническому проекту, на ЯЦЭС должны были быть установлены два турбогенератора мощностью по 2500 кВт Невского завода им.Ленина и три вертикально-водотрубных котла, изготовленных Николаевским судостроительным заводом. В связи с невозможностью своевременного получения турбогенераторов, необходимостью выполнить план и во что бы то ни стало подать энергию потребителямпри непосредственной поддержке председателя ВСНХ СССР Серго Орджоникидзе на Якутскую ЦЭС была доставлена турбина «Бельтфорт» 1913 года выпуска мощностью 750 кВт, которая была демонтирована с текстильной фабрики «Красная Роза» в Москве.

5b07fb35b530b Как Якутск стал примером для всего мира

Разгрузка угля

Возведение столь крупного объекта и сегодня дело весьма непростое, а в начале 30-х годов прошлого века эта грандиозная стройка потребовала новейших технологических решений и самоотверженной работы людей.

Работать пришлось в тяжелейших климатических условиях, вдали от промышленных районов СССР, в отсутствие круглогодичной схемы путей сообщения и квалифицированных кадров. Строители ЯЦЭС столкнулись с массой сугубо инженерных проблем, связанных с вечной мерзлотой. Порекомендациям ученых, основной объем работ по возведению фундаментов выполнялся зимой, поэтому для монтажа башмаков и заливки свай пришлось воздвигнуть временные тепляки. В 1933 году часть стройплощадки была затоплена во время весеннего паводка. Проект приходилось часто менять, в том числе из-за дефицита стройматериалов.

«Мы жили только этим сроком»

«Летом 1933 года началось строительство Якутской центральной электростанции, — вспоминает заместитель начальника строительства ЯЦЭСЯков Нейзлер. — Никаких бульдозеров, грейдеров, кранов и другой строительной техники не было тогда и в помине. На земляных работах – лопата, клин, кайла, лом, на плотницких – топор и пила. Людей не хвата­ло, специалистов почти ни бы­ло, техническая документация оказалась некачественной. Ни общежития для рабочих, ни конторы. Словом, обстановка – не позавидуешь.

Кое-как раздобыли в аренду две комнаты под контору. 16 июня 1932 года приняли двух первых рабочих: Мишу Прокопьева и Мишу Семюшкина. Приступили к заготовке черен­ков для лопат, кайловищ, топорищ, носилок и прочего ин­вентаря. Приняли решение строить каркасный барак для рабочих. Но чтобы строить, нужны люди, а их нет. Нет по­тому, что нет жилья, а без жилья никто на работу не идет.

С грехом пополам барак по­строили. Появились рабочие. К концу года начали земляные работы под фундаменты зда­ния.

5b07fb1fcbf86 Как Якутск стал примером для всего мира

Первые строители Якутской ЦЭС

Шел уже 1933 год. Но чем дальше разворачивались рабо­ты, тем больше появлялось трудностей и недостатков. Не было гравия, щебня, горного песка, цемента. В апреле груп­па рабочих выехала за грави­ем на четырех подводах в се­ло Чуран, за 300 километров вверх по Лене. Необходимо бы­ло просеять гравий, поднять его на незатопляемое место и подготовить к отправке первой водой баржами до Якутска. Времени было мало. Большую по­мощь нам оказали колхозники села Чуран во главе с предсе­дателем колхоза Кондратьевым. К навигации гравий был заготовлен. В июне подошла баржа, и мы тачками погрузили на нее все 500 тонн.

Гравий был доставлен, на­чалось бетонирование фундаментов и других конструкций. Стали приезжать специалисты: инже­нер Владимир Федорович Жу­ков, который впоследствии стал кандидатом тех­нических наук, инженер по механизации строительных работ Павел Павлович Ивлев. Жизнь на площадке закипела.

Жуков занялся технической документацией, проверил рас­четы фундаментов и внес целый ряд исправлений, составил проект организации работ, графики н технологию подготовки бетона. Он поставил воп­рос об организации лаборато­рии по испытанию материалов и наблюдениям за температур­ным режимом вечномерзлых грунтов на самой площадке. В решении этого вопроса помогли профессор Шименовский, доктор технических, наук Мельников, кандидат технических наук Лукин и другие работники Якутской мерз­лотной станции.

Настало время изготавли­вать бетонные башмаки фун­дамента. Вес каждого от 3 до 9 тонн. Как и где делать их? По предложению главного ин­женера Жукова, прораба Трегубенко и рабочих решили построить тепляк, а котором будут изготовлять башмаки и оттуда доставлять в готовом виде в котлован. А как опус­кать их, как доставить до места? Ведь нет никаких ме­ханизмов. И все-таки выход был найден. Башмаки весом до 5 тонн делали в тепляке, та­лями поднимали на вагонетку, доставляли до котлована и при помощи деревянного козла под­нимали над котлованом. Ваго­нетку отгоняли, а башмак опускали в котлован.

5b07fb2a1ae0d Как Якутск стал примером для всего мира

Монтаж башмаков фундамента Якутской ЦЭС

Сложнее было с башмака­ми весом более 5 тонн. Их ре­шили делать прямо в котлова­не. Чтобы бетон «схватился», нужно 10-12 дней поддер­живать в котловане температуру плюс 20 градусов. Но тогда оттают подошва и стенки кот­лована, и вся работа окажется напрасной. Выход был найден и здесь.

Увеличили размеры котлова­на, дно укрыли мхом, засыпали песком и заложили брусьями. Стенки котлована обшили дос­ками, а пространство между ними и грунтом заполнили от­ходами кожзавода – отдуби­ной (размолотой древесной корой). Над котлованом построи­ли тепляк с железной печкой. Все фундаменты под здания были закончены в начале 1935 года.

В первом полугодии 1935 года прибыли каменщики из Иркутска (бригада Родионова), некоторые строительные механизмы и оборудование для электростанции, в том числе паровая турбина. Разгрузка оборудования доставила много хлопот, но мы справились и с этим.

Строительство пошло пол­ным ходом. Возводились сте­ны, перекрытия, велись подготовительные работы к монта­жу тепловой и электрической части. В 1936 году прибыли специалисты-эксплуатационники. В этом же году полностью определился срок окончательного пуска электростанции – двадцатая годовщина Ок­тябрьской революции. Все мы жили только этим сроком. И все получилось: 3 октября 1937 года ЯЦЭС дала пробный ток, а 7 ноября 1937 года была торжественно пущена в эксплуатацию.

5b07fc57d7e91 Как Якутск стал примером для всего мира

За давностью лет забылись многие события, фамилии. Нo осталось главное, то, чем жил коллектив более пяти лет, во имя чего люди не считались со временем, с отдыхом. Оста­лась ЯЦЭС, которая и сегодня дает электрический ток пред­приятиям и в квартиры жителей столицы республики».

Достояние мировой науки

Возведение столь мощного объекта в столь сложных климатических условиях стало единственным примером в мировой практике энергостроительства.

Известный историк-сибиревед, кандидат исторических наук Е.П.Антонов привел в своей научной работе мнения современ­ников, восхищавшихся невиданной ранее стройкой: «В 1936 году секре­тарь Русско-американской торговой палаты Е.Браун отмечал, что нигде в мире на вечной мерзлоте не воз­двигались подобные установки. Кон­сультант по строительству ДнепроГЭС полковник Купер считал, что «проект Якутской центральной электростанции содержит много инженерных проблем, из разрешения которых технический мир почерпнет много поучительного».

5b07fb33555e4 Как Якутск стал примером для всего мира

Труды основоположников мерзлотоведения

Накопленный опыт стал достоянием мировой науки. В 1947 году состоялась Международная конференция по вопросам строительства на вечной мерзлоте, где был заслушан доклад Николая Александровича Цытович об опыте проектирования, возведения и эксплуатации Якутской ЦЭС.

Это событие напрямую повлияло на дальнейшее экономическое, политическое и культурное развитие региона – ЯЦЭС стала первым объектом большой энергетики Якутии.

По материалам книги «Горячее сердце Якутска»

подготовила Нинель ГУСЕВА

Продолжение следует…

Источник: News.Ykt.Ru

0
0
Поделиться:

Новости партнеров